Замена коренных и шатунных вкладышей

Зазоры в подшипниках проверяются путем измерения диа­метров шейки вала и соответствующих ей вкладышей, зажатых крышками в постели картера или шатуна.
Измерения производятся в плоскости, перпендикулярной к плоскости разъема подшипников.
При зазоре в шатунных подшипниках 0,4 мм и коренных 0,35 мм и овальности шеек 0,15 мм необходимо перешлифовать шейки вала и заменить вкладыши.
Для демонтажа крышек коренных подшипников рекомен­дуется использовать рым-болт, который ввернут в картер махо­вика коленчатого вала.
Шейки коленчатого вала трактора Т-25 изготовляются двух стандартов (номиналов), которые приведены в таблице 5.
Валы, коренные и шатунные шейки которых изготовлены по размеру первого стандарта, специального обозначения не имеют.



Таблица 5

 

 

Обозначение стандарта или ремонтного размера шеек коленчатого вала вкладышей и упорных полуколец

 

Диаметр шейки коленчатого вала, мм

Ширина второй коренной шейки, мм

 

 

Толщина упорных полуколец второй коренной шейки, мм

коренной

шатунной

Производ-ственные

70,25-0,065

-0,085

65,25-0,060

-0,080

46+0,1

4,5-0,050

-0,075

70-0,065

-0,085

65-0,060

-0,080

46+0,1

4,5-0,050

-0,075

Ремонтные

Р1

69,5-0,065

-0,085

64,5-0,060

-0,080

46,2+0,1

4,6-0,050

-0,075

Р2

69-0,065

-0,085

64-0,060

-0,080

46,4+0,1

4,7-0,050

-0,075

Р3

68,5-0,065

-0,085

63,5-0,060

-0,080

46,6+0,1

4,8-0,050

-0,075

Р4

68-0,065

-0,085

63-0,060

-0,080

46,8+0,1

4,7-0,050

-0,075

 


Валы, коренные и шатунные шейки которых изготовлены по размеру второго стандарта, имеют на четвертой щеке обозна­чение «2КШ».
На валах, коренные шейки которых изготовлены по первому стандарту, а шатунные — по второму, нанесено обозначение «2Ш». На валах, коренные шейки которых выполнены по вто­рому стандарту, а шатунные — по первому, нанесено обозначение «2К». Номер стандарта вкладышей шатунных и коренных под­шипников нанесен на наружной цилиндрической поверхности каждой половины вкладыша.
На вкладышах первого стандарта нанесено обозначение «1Н», на вкладышах второго стандарта — «2Н».

Таблица 6

 

№ коренных

вкладышей для

двигателя Д37М

Место установки вкладышей на двигатель Д-21

15В

Верхняя половинка вкладыша первого и третьего подшипников

1245Н

Нижняя половинка вкладыша первого и третьего подшипников

ЗВ

Верхняя половинка вкладыша второго подшипника (установочного)

ЗН

Нижняя половинка вкладыша второго подшипника (установочного)

 


Устанавливать на данный вал вкладыш иного стандарта, не соответствующего условному обозначению на валу, запрещает­ся. Нельзя также устанавливать верхний вкладыш вместо нижнего, и наоборот.

 



Подбор коренных вкладышей

При подборе коренных вкладышей надо обратить внимание на их комплектность. О комплектности вкладышей судят по но­мерам (кроме номера стандарта и марки двигателя), нанесен­ным на вкладышах.
В таблице 6 приведены номера коренных вкладышей по мар­кировке для двигателя Д37М и места их установки на двигатель Верхнюю и нижнюю половинки вкладышей, поставляемые в запасные части, подбирают на заводе-изготовителе. Наруше­ние комплектности двух половинок вкладышей недопустимо.
Кроме двух производственных стандартов, существует четы­ре ремонтных размера шатунных и коренных вкладышей, кото­рые обозначаются следующим образом: вкладыши первого ре­монтного размера — Р1, вкладыши второго ремонтного разме­ра — Р2 и т. д. Аналогичная маркировка наносится на боковой поверхности упорных полуколец только ремонтных раз­меров.
При перешлифовке шеек коленчатого вала на ремонтный размер необходимо выдерживать размеры шеек, как указано в табл. 5, и соответственно полученному ремонтному размеру после перешлифовки подбирать и устанавливать вкладыши, как было указано ранее.
В процессе шлифования следует строго выдерживать радиус кривошипа, равный 60±0,09 мм, и радиус переходных галтелей 5-0,5 мм, так как при увеличении радиуса кривошипа возможен удар поршня в клапан или головку цилиндра, а при уменьше­нии радиуса галтели вероятны поломки коленчатого вала.
Острые кромки масляных каналов на шейках следует тща­тельно закруглять, а поверхности шеек и переходных галтелей — полировать.

 


Сборка шатунных и коренных подшипников

При сборке шатунных и коренных подшипников категориче­ски запрещается производить:
а) шабровку рабочих поверхностей вкладышей;
б) подпиловку крышек коренных подшипников, а также ста­вить прокладки в стыке вкладышей и между вкладышем и его постелью;
в) раскомплектовку вкладышей подшипников, а также уста­новку их на другую шейку вала;
г) перестановку крышки нижней головки шатуна с одного шатуна на другой или переворачивание их;
д) постановку шатунных болтов и шпилек подшипников с вытянутой или сорванной резьбой;
е) регулировку зазора в подшипниках неполной затяжкой гаек шатунных болтов и гаек шпилек коренных подшипников;

Рис. 42. Механизм уравновешивания двигателя:
1 — груз передний; 2 — шестерня ведомая механизма; 3 — валик механизма; 4 — груз задний; 5 — маховик.


ж) стопорение гаек шпилек коренных подшипников пласти­нами, бывшими в употреблении более двух раз (второй раз пластины могут быть использованы, если нет трещин и не смята по­верхность под гайку).
Перед сборкой кривошипно-шатунного механизма необходи­мо все маслоподводящие каналы в картере и коленчатом валу, а также полости шатунных шеек очистить, промыть дизельным топливом и продуть сжатым воздухом. При укладке коленча­того вала в коренные подшипники и сборке шатунных подшип­ников необходимо обеспечить надлежащую чистоту рабочих по­верхностей вкладышей и шеек вала. Обнаруженные забоины, вмятины, заусеницы и риски должны быть тщательно зачищены.
Постели и наружные поверхности вкладышей должны быть протерты насухо и шейки вала смазаны тонким слоем дизель­ного масла.
При установке вкладыша в постель следить за тем, чтобы фиксирующий усик попал в канавку постели гнезда. Фиксирую­щие усики верхнего и нижнего вкладышей должны располагать­ся с одной стороны по отношению к коленчатому валу. Затяж­ку гаек шпилек коренных подшипников следует производить с усилием 28—32 кгс на плече 0,5 м. Специальный болт, крепящий ведущий шкив вентилятора, должен быть затянут усилием 38—42 кгс на плече 0,5 м.
Правильно уложенный коленчатый вал должен свободно вра­щаться в затянутых подшипниках без признаков заеданий, а нижние головки шатунов — перемещаться вдоль шеек от усилия руки.
Если двигатель снят с трактора, то перед установкой его об­ратно следует очистить полость в заднем торце коленчатого ва­ла под подшнипник вала главного сцепления от старой смазки и заполнить ее свежей тугоплавкой смазкой ЦИАТИМ-203 или смазкой № 1—13.
На рис. 42 показан механизм уравновешивания двигателя.