Замена коренных и шатунных вкладышей
Зазоры в подшипниках проверяются путем измерения диаметров шейки вала и соответствующих ей вкладышей, зажатых крышками в постели картера или шатуна.
Измерения производятся в плоскости, перпендикулярной к плоскости разъема подшипников.
При зазоре в шатунных подшипниках 0,4 мм и коренных 0,35 мм и овальности шеек 0,15 мм необходимо перешлифовать шейки вала и заменить вкладыши.
Для демонтажа крышек коренных подшипников рекомендуется использовать рым-болт, который ввернут в картер маховика коленчатого вала.
Шейки коленчатого вала трактора Т-25 изготовляются двух стандартов (номиналов), которые приведены в таблице 5.
Валы, коренные и шатунные шейки которых изготовлены по размеру первого стандарта, специального обозначения не имеют.
Таблица 5
Обозначение стандарта или ремонтного размера шеек коленчатого вала вкладышей и упорных полуколец |
Диаметр шейки коленчатого вала, мм |
Ширина второй коренной шейки, мм
|
Толщина упорных полуколец второй коренной шейки, мм |
||
коренной |
шатунной |
||||
Производ-ственные |
1Н |
70,25-0,065 -0,085 |
65,25-0,060 -0,080 |
46+0,1 |
4,5-0,050 -0,075 |
2Н |
70-0,065 -0,085 |
65-0,060 -0,080 |
46+0,1 |
4,5-0,050 -0,075 |
|
Ремонтные |
Р1 |
69,5-0,065 -0,085 |
64,5-0,060 -0,080 |
46,2+0,1 |
4,6-0,050 -0,075 |
Р2 |
69-0,065 -0,085 |
64-0,060 -0,080 |
46,4+0,1 |
4,7-0,050 -0,075 |
|
Р3 |
68,5-0,065 -0,085 |
63,5-0,060 -0,080 |
46,6+0,1 |
4,8-0,050 -0,075 |
|
Р4 |
68-0,065 -0,085 |
63-0,060 -0,080 |
46,8+0,1 |
4,7-0,050 -0,075 |
Валы, коренные и шатунные шейки которых изготовлены по размеру второго стандарта, имеют на четвертой щеке обозначение «2КШ».
На валах, коренные шейки которых изготовлены по первому стандарту, а шатунные — по второму, нанесено обозначение «2Ш». На валах, коренные шейки которых выполнены по второму стандарту, а шатунные — по первому, нанесено обозначение «2К». Номер стандарта вкладышей шатунных и коренных подшипников нанесен на наружной цилиндрической поверхности каждой половины вкладыша.
На вкладышах первого стандарта нанесено обозначение «1Н», на вкладышах второго стандарта — «2Н».
Таблица 6
№ коренных вкладышей для двигателя Д37М |
Место установки вкладышей на двигатель Д-21 |
15В |
Верхняя половинка вкладыша первого и третьего подшипников |
1245Н |
Нижняя половинка вкладыша первого и третьего подшипников |
ЗВ |
Верхняя половинка вкладыша второго подшипника (установочного) |
ЗН |
Нижняя половинка вкладыша второго подшипника (установочного) |
Устанавливать на данный вал вкладыш иного стандарта, не соответствующего условному обозначению на валу, запрещается. Нельзя также устанавливать верхний вкладыш вместо нижнего, и наоборот.
Подбор коренных вкладышей
При подборе коренных вкладышей надо обратить внимание на их комплектность. О комплектности вкладышей судят по номерам (кроме номера стандарта и марки двигателя), нанесенным на вкладышах.
В таблице 6 приведены номера коренных вкладышей по маркировке для двигателя Д37М и места их установки на двигатель Верхнюю и нижнюю половинки вкладышей, поставляемые в запасные части, подбирают на заводе-изготовителе. Нарушение комплектности двух половинок вкладышей недопустимо.
Кроме двух производственных стандартов, существует четыре ремонтных размера шатунных и коренных вкладышей, которые обозначаются следующим образом: вкладыши первого ремонтного размера — Р1, вкладыши второго ремонтного размера — Р2 и т. д. Аналогичная маркировка наносится на боковой поверхности упорных полуколец только ремонтных размеров.
При перешлифовке шеек коленчатого вала на ремонтный размер необходимо выдерживать размеры шеек, как указано в табл. 5, и соответственно полученному ремонтному размеру после перешлифовки подбирать и устанавливать вкладыши, как было указано ранее.
В процессе шлифования следует строго выдерживать радиус кривошипа, равный 60±0,09 мм, и радиус переходных галтелей 5-0,5 мм, так как при увеличении радиуса кривошипа возможен удар поршня в клапан или головку цилиндра, а при уменьшении радиуса галтели вероятны поломки коленчатого вала.
Острые кромки масляных каналов на шейках следует тщательно закруглять, а поверхности шеек и переходных галтелей — полировать.
Сборка шатунных и коренных подшипников
При сборке шатунных и коренных подшипников категорически запрещается производить:
а) шабровку рабочих поверхностей вкладышей;
б) подпиловку крышек коренных подшипников, а также ставить прокладки в стыке вкладышей и между вкладышем и его постелью;
в) раскомплектовку вкладышей подшипников, а также установку их на другую шейку вала;
г) перестановку крышки нижней головки шатуна с одного шатуна на другой или переворачивание их;
д) постановку шатунных болтов и шпилек подшипников с вытянутой или сорванной резьбой;
е) регулировку зазора в подшипниках неполной затяжкой гаек шатунных болтов и гаек шпилек коренных подшипников;
Рис. 42. Механизм уравновешивания двигателя:
1 — груз передний; 2 — шестерня ведомая механизма; 3 — валик механизма; 4 — груз задний; 5 — маховик.
ж) стопорение гаек шпилек коренных подшипников пластинами, бывшими в употреблении более двух раз (второй раз пластины могут быть использованы, если нет трещин и не смята поверхность под гайку).
Перед сборкой кривошипно-шатунного механизма необходимо все маслоподводящие каналы в картере и коленчатом валу, а также полости шатунных шеек очистить, промыть дизельным топливом и продуть сжатым воздухом. При укладке коленчатого вала в коренные подшипники и сборке шатунных подшипников необходимо обеспечить надлежащую чистоту рабочих поверхностей вкладышей и шеек вала. Обнаруженные забоины, вмятины, заусеницы и риски должны быть тщательно зачищены.
Постели и наружные поверхности вкладышей должны быть протерты насухо и шейки вала смазаны тонким слоем дизельного масла.
При установке вкладыша в постель следить за тем, чтобы фиксирующий усик попал в канавку постели гнезда. Фиксирующие усики верхнего и нижнего вкладышей должны располагаться с одной стороны по отношению к коленчатому валу. Затяжку гаек шпилек коренных подшипников следует производить с усилием 28—32 кгс на плече 0,5 м. Специальный болт, крепящий ведущий шкив вентилятора, должен быть затянут усилием 38—42 кгс на плече 0,5 м.
Правильно уложенный коленчатый вал должен свободно вращаться в затянутых подшипниках без признаков заеданий, а нижние головки шатунов — перемещаться вдоль шеек от усилия руки.
Если двигатель снят с трактора, то перед установкой его обратно следует очистить полость в заднем торце коленчатого вала под подшнипник вала главного сцепления от старой смазки и заполнить ее свежей тугоплавкой смазкой ЦИАТИМ-203 или смазкой № 1—13.
На рис. 42 показан механизм уравновешивания двигателя.