Замена деталей поршневой группы

Поршневые кольца подлежат замене, если зазор в замке компрессионного кольца, вставленного в новую гильзу, превы­шает 5 мм или если зазор по высоте между компрессионным кольцом и поршневой канавкой превышает 0,5 мм.
При замене поршневых колец необходимо тщательно очи­стить от нагара днище поршня; канавки под кольца и маслоотводящие отверстия и промыть поршень дизельным топливом.
При надевании колец на поршень нельзя разводить замки колец более чем на 30 мм.
Поршневые кольца, поставленные на поршень, должны сво­бодно перемещаться в канавках без застревания. При постанов­ке колец нужно хромированное кольцо ставить в верхнюю ка­навку, второе компрессионное кольцо ставить торсионной про­точкой вверх, третье — проточкой вниз. Маслосъемные кольца ставить следующим образом: в верхнюю часть каждой канав­ки— кольцо с дренажными пазами (пазами вниз), а в нижнюю часть — кольцо без дренажных канавок.
При установке поршня в цилиндр замки колец следует рас­полагать под углом 90° друг к другу. Запрещается располагать замки колец против отверстий под поршневой палец.


Поршни нужно ставить в те же цилиндры, в которых они работали.
Зеркало цилиндра перед постановкой поршня должно быть смазано дизельным маслом.
Поршни следует заменять, когда зазор по высоте между верхней канавкой и новым компрессионным кольцом превысит 0,5 мм или когда зазор между юбкой поршня и цилиндром пре­высит 0,5 мм при положении поршня в ВМТ. В последнем слу­чае одновременно с поршнем нужно заменить и цилиндр. При замене цилиндра необходимо также заменить медную уплотнительную прокладку толщиной 0,3 мм, установленную между фланцем цилиндра и верхней плоскостью картера.

 


Размеры цилиндров и поршней

Новые поршень и цилиндр перед установкой должны быть подобраны друг к другу по размерам. Выпускаемые заводом размерные группы поршней и цилиндров и их обозначения при­ведены в табл. 2.

Таблица 2

 

 

 

Размерные группы

Диаметр, мм

цилиндра

юбки поршня в нижней части, по наибольшему измерению

М

105+0,002

105-0,16

-0,18

С

105+0,04

+0,02

105-0,14

-0,16

Б

105+0,06

+0,04

105-0,12

-0,14

 


Размерная группа цилиндра нанесена на обработанной по­верхности (выемке) под шпильку около нижнего ребра, а поршня — на днище. Поршень и цилиндр должны быть одной раз­мерной группы. При сборке зазор между ними, проверяемый длинным ленточным щупом шириной 12 мм, должен быть в пре­делах 0,16—0,20 мм. Для обеспечения правильного сопряжения (по диаметру отверстий в бобышках) поршни и поршневые пальцы сортируются на три размерные группы (табл. 3) и при сборке подбираются (рис. 40).

Таблица 3

 

 

Размерная группа поршневой и пальцев

Поршень

Поршневой палец

диаметр отверстия под палец, мм

диаметр поршневого пальца, мм

01

35-0,005

-0,009

35-0,004

02

35-0,009

-0,013

35-0,004

-0,008

03

35-0,013

-0,017

35-0,008

-0,012

 


Размерную группу пальца наносят на его торце или цилинд­рической поверхности, а поршня — на днище.
Шатун и палец комплектуются в одну комплектную группу по выбитым на них номерам соответственно табл. 4 и при сбор­ке подбираются.

Таблица 4

 

Клеймо шатуна

Шатун

Клеймо пальца

Палец

В

35+0,026

+0,021

01 и 02

35-0,008

М

35+0,020

+0,015

02 и 03

35-0,004

-0,012

 


Размерную группу пальца наносят на его торце или цилинд­рической поверхности, а шатуна — на верхней головке (или, при группе М, часть полки шатуна окрашивается в красный цвет).


Рис. 40. Кривошипно-шатунный механизм трактора Т-25 в сборе:
1 — шкив привода вентилятора и генератора; 2 — болт специальный; 3 и 4 — шестерни ведущие привода масляного насоса и распределения; 5, 11 и 15 — вкладыши шатунного и коренного подшипников; 6 — шатун; 7 и 8 — масло-съемные и компрессионные кольца; 9 — поршень; 10 и 18 — верхние и нижние упорные полукольца; 12 — маховик с венцом; 13 — самоподжимной сальник; 14 — подшипник; 16 — гайка шатунного болта; 17 — коленчатый вал; 19 — про­тивовес.



Для предотвращения порчи поршня при сборке его с паль­цем, который ставится в отверстие легким постукиванием дере­вянного молотка, поршень предварительно нагревается в масле до температуры 120—150°. При этом палец в шатуне, будучи несмазанным, должен легко от руки поворачиваться и выпадать из него под действием собственного веса.

 


Установка шатуна на двигатель

При снятии с двигателя трактора Т-25 шатуна нельзя допускать обезличи­вания шатунов и крышек нижней головки.
Каждый шатун должен устанавливаться на двигатель толь­ко со своей крышкой.
Гайки шатунных болтов при креплении крышек нужно за­тягивать равномерно с усилием 20—24 кгс на плече 0,5 м. Пе­рестановка болтов не допускается (рис. 41). Гайки шатунных болтов должны быть надежно зашплинтованы. При креплении цилиндра с головкой к картеру гайки анкерных (силовых) шпилек нужно затягивать равномерно (в 3—4 приема) накрест; окончатель­ную затяжку производить усилием 18-22 кгс на плече 0,5 м.


Рис. 41. Последовательность затяжки гаек, шпилек креп­ления головок и цилиндра.


В ВМТ верхняя плоскость каждого поршня относительно верхней плоско­сти цилиндра должна утопать на 1.2+0,18-0,40 мм, когда цилиндр прижат ру­кой к картеру двигателя. Зазор между торцом втулки шатуна и бобышкой поршня должен быть для всех цилинд­ров не менее 0,25 мм. Поршни в сборе с шатунами нужно устанавливать на двига­тель таким образом, чтобы полусферическая выемка, находя­щаяся в днище поршня, располагалась на стороне распределительного вала.