Модернизированный реле-регулятор

Со второго квартала 1975 г. на тракторы МТЗ-50/52, МТЗ-50Л/52Л, МТЗ-80/82 начали устанавливать модернизированный контактно-транзисторный реле-регулятор РР362-Б, работающий в комплекте с генератором переменного тока Г304.
Принципиальная и монтажная схемы модернизированного реле-регулятора показаны на рисунках 1 и 2.
Чем же отличается конструкция этого реле-регулятора от прежней?
Прежде всего, реле защиты имеет одну обмотку вместо трех, включенную через нормально замкнутые контакты РН2 регулятора напряжения между «плюсом» схемы регулятора и коллектором транзистора.
Регулятор напряжения имеет дополнительную пару нормально замкнутых контактов РН2, расположенных над нормально разомкнутыми контактами РН1 .
Из базовой цепи транзистора исключен разделительный диод.
Введено сопротивление R1 (резистор МЛТ-0,5— 240 Ом) для улучшения регулировочных характеристик регулятора и обеспечения четкости работы реле защиты (устранения «дребезга» включения).
Модернизированное реле защиты работает следующим образом:
При неработающем двигателе и включенной аккумуляторной батарее. При коротком замыкании на массу в цепи обмотки возбуждения генератора (см. Starting and charging systems автомобиля Fiat Punto - Fiat-punto-cars.info) замыкании на массу зажима Ш или другой точки цепи) на участке цепи диод Д1 — транзистор Т будет приложено полное напряжение аккумуляторной батареи, что явилось бы причиной выхода транзистора из строя.
Но так как обмотка реле защиты РЗ0 включена через нормально замкнутые контакты РН2 параллельно указанному участку цепи, то под действием этого напряжения реле срабатывает и контакты его замыкаются, запирая транзистор. Таким образом осуществлено,
предохранение транзистора от перегрузок и выхода из строя.
После снятия короткого замыкания напряжение на участке цепи Д1—Т снижается и реле защиты отключается, то есть схема реле-регулятора возвращается в исходное состояние.
При работающем генераторе. При нормальной работе регулятора напряжения генератора Вольво С40, когда нет короткого замыкания на массу в цепи обмотки возбуждения генератора, верхняя пара контактов, РН2 постоянно разомкнута, так как зазор между контактами значительно больше амплитуды колебаний якорька регулятора напряжения при его работе. Следовательно, обмотка реле защиты обесточена и контакты его разомкнуты.
В аварийном режиме, то есть при коротком замыкании на массу в цепи обмотки возбуждения, последняя закорачивается, ток в ней резко падает, и напряжение на выходе генератора уменьшается.
Верхняя пара контактов PH_2 замыкается, в результате чего обмотка реле защиты РЗ0 запитывается и контакты его РЗ замыкаются, запирая транзистор.
Проверяют и регулируют реле защиты по схеме, показанной на рисунке 3.
Источник постоянного тока (напряжение 12 В) подключается к зажимам реле-регулятора В и «минус». «Плюс» источника через амперметр магнитоэлектрической системы с шунтом на 0,3 А подается на базу транзистора. Зажим Ш через нагрузочный реостат на 30 Ом соединяется с зажимом «минус». К зажимам В и Ш подключается вольтметр постоянного тока.
При помощи реостата напряжение, замеренное вольтметром на зажимах В и Ш, то есть на обмотке реле защиты РЗ0, увеличивают до значения, при котором реле срабатывает.
Момент срабатывания реле (замыкание контактов) определяется по спаду тока амперметра.
Правильно отрегулированное реле должно срабатывать при напряжении 7±0,5 В.
Если необходимо, реле регулируют так же, как и в реле-регуляторе прежней конструкции, то есть изменяя натяжение цилиндрической пружины. Для повышения напряжения — натягивая ее, для понижения — ослабляя.
1. Электрическая принципиальная схема реле-регулятора РР362 Б.
2. Электрическая монтажная схема реле регулятора РР362 Б: Т - транзистор; Э - эмиттер, К - коллектор; Б - база; PHo - обмотка регулятора напряжения; РН и РН - контакты регулятора напряжения: РЗо - обмотка реле защиты; РЗ - контакты реле защиты; Д - диод разделительный: Д - диод гасящего контура, ППР — переключатель посезонной регулировки (З – зима, Л — лето); R - сопротивление обратной связи (260 Ом). R - сопротивление в цепи базы транзистора (62 Ом); R - сопротивление ускоряющее (4,5 Ом). R - сопротивление добавочное (62 Ом); R - сопротивление термокомпенсации (12,5 Ом): R - сопротивление устройств посезонной регулировки -напряжения (51 Ом); В, Ш — зажимы реле регулятора; ● - начало обмоток
3. Схема проверки реле защиты: А - амперметр; V - вольтметр, R - нагрузочный реостат