Схема трансмиссии трактора

Трансмиссия трактора служит для передачи крутящего момента двигате­ля на ведущие колеса и к зависимым валам отбора мощности (ВОМ), его изменения, изменения направления и частоты вращения ведущих колес, для плавного трогания с места и остановки трактора. Схема трансмиссии трактора в ос­новном, объединяет последовательно располагаемые агрегаты - сцеп­ление 4, коробку передач 10 (КП), центральную (главную) передачу 5, дифференциал 9 у колесного трактора (рис. 1.а), конечные переда­чи. В трансмиссии гусеничного трактора (рис. 1.б) вместо диффе­ренциала установлены механизмы поворота 13. В зависимости от на­значения и условий работы трактора, в трансмиссию могут быть включены дополнительные агрегаты, служащие для изменения пере­даточного числа: увеличитель крутящего момента и ходоуменьшитель, а также раздаточная коробка в тракторах 4х4.

Рис. 1.13. Схема трансмиссии трактора:
а - колесного; б - гусеничного; 1 - управляемое колесо; 2 - передний мост; 3 - двига­тель; 4 - сцепление; 5 - центральная передача; 6 - конечная передача; 7 - механизм на­вески; 8 - ведущее колесо; 9 - дифференциал; 10 - коробка передач; 11- направляющее колесо; 12 - ведущее колесо (звездочка); 13 - планетарный механизм поворота; 14 - прицепное устройство; 15 - промежуточное соединение; 16 - гусеничная цепь.



Сцепление 4 служит для кратковременного разъединения вала двигателя и первичного вала КП, что необходимо для безударного пе­реключения передач, кратковременных остановок трактора, плавного трогания его с места, а также для управления зависимым ВОМ.
Коробка передач 10 служит для изменения передаточного числа трансмиссии трактора, с целью изменения скорости движения и развиваемого трактором тягового усилия, осуществления движения задним ходом для выполнения трактором стационарных работ и отсоединения трансмиссии от работающего двигателя при длительных остановках.
Трактор работает в условиях переменных нагрузок на крюке при тяге орудий или при толкании передненавешенного орудия (напри­мер, бульдозерного отвала).
Характер колебаний внешней нагрузки зависит от типа орудия, состава и рельефа почвы или грунта, скорости движения. Частично нагрузки могут преодолеваться за счет динамических качеств двига­теля. Однако при исчерпании запаса крутящего момента для предот­вращения заглохания двигателя и остановки трактора необходимо пе­реходить на пониженную передачу, т.е. менять передаточное число между валом двигателя и ведущими колесами.
На большинстве современных сельскохозяйственных тракторов получили распространение механические многоступенчатые КП с числом передач переднего хода до 18-36 и более. На промышленных и лесопромышленных тракторах, отличающихся большей динамично­стью нагрузок, чем сельскохозяйственные, широко используют гид­родинамические передачи в сочетании с механическими ступенчаты­ми КП.
Центральная передача 5 служит для увеличения общего переда­точного числа трансмиссии трактора, а также у большинства тракторов - для передачи крутящего момента на валы, расположенные в их попереч­ной плоскости. Она выполняется обычно конической или цилиндри­ческой зубчатой парой постоянного зацепления.
Конечная передача 6 служит для увеличения общего передаточ­ного числа трансмиссии, а в некоторых случаях - для обеспечения не­обходимого дорожного просвета трактора. Она состоит обычно из па­ры зубчатых колес постоянного зацепления.